Молнии попадают в самолеты чаще, чем можно подумать
Самолеты спроектированы так, что у молний нет проблем попасть «в цель» — и они регулярно попадают. Подсчитано, что молния ударяет в каждый самолет в среднем один раз в год — или раз в 3 000 часов налета. Тем не менее, факты говорят о том, что последний раз гроза становилась причиной крушения в далеком 1967 году. И все благодаря продуманной конструкции, которая позволяет электрическому заряду молнии проходить через фюзеляж и выходить из него, как правило, не причиняя самолету повреждений.
В самолете нет «самого безопасного» места
Авиационные власти официально утверждают, что в самолете нет самого безопасного места, хотя исследования авиакатастроф показывают: самый низкий уровень смертности при крушении имеют средние сиденья в задней части салона. Согласно аналитическим отчетам, во время авиакатастроф «смертность на сиденьях в задней трети самолета составляла 32%, по сравнению с 39% в средней трети и 38% в начале салона».
В общем, здесь так много переменных, что невозможно знать, где сесть, чтобы пережить аварию. Кроме того, авиакатастрофы случаются невероятно редко.
В самолетах есть секретные спальни для летного состава
Дальнемагистральные рейсы могут длиться до 18 часов. Чтобы бороться с усталостью стюардесс, некоторые современные лайнеры оборудованы крошечными спальнями, где летный экипаж может немного вздремнуть. В спальни обычно можно попасть по скрытой лестнице, которая ведет в небольшую комнату с низким потолком, вмещающую от шести до десяти кроватей, ванную комнату и даже развлекательные программы.
Шины сконструированы так, чтобы не лопнуть при приземлении
Конструкция шин позволяет им выдерживать невероятные весовые нагрузки ― 38 тонн. При посадке они ударяются о бетон ВПП на скорости 270 км в час более 500 раз, прежде чем происходит необходимость в замене. Кроме того, давление в авиационных шинах примерно в шесть раз превышает давление, используемое в автомобильных шинах. Если самолету действительно нужна новая резина, наземная команда просто поднимает самолет домкратом, точно так же, как мы поднимаем автомобиль. Если колесо все же лопнет во время взлета, пилоты прервут полет и немедленно приземлятся для проверки безопасности.
Зачем бортпроводники приглушают свет, когда самолет заходит на посадку?
Когда самолет приземляется ночью, бортпроводники приглушают внутреннее освещение в салоне. Почему они это делают?
В том маловероятном случае, если посадка самолета пройдет неудачно и пассажирам потребуется эвакуация, их глаза уже привыкнут к темноте. Это похоже на ситуацию , когда в незнакомой светлой комнате, заполненной различными предметами-препятствиями, кто-то резко выключает свет и просит вас быстро выйти.
По аналогичной причине стюардессы просят пассажиров поднять шторки на иллюминаторах во время посадки, чтобы в случае чрезвычайной ситуации они могли видеть, что происходит снаружи, и оценить, какая сторона самолета лучше подходит для эвакуации.
Чтобы самолет с пассажирами летел, ему не нужны оба двигателя
Мысль о том, что двигатель может отказать в полете, очень неприятна, но нужно знать: каждый современный пассажирский лайнер может безопасно летать только с одним двигателем. Такая работа, безусловно, делает самолет менее экономичным по расходу топлива и сокращает дальность полета, но для таких ситуаций проводятся специальные тесты и испытания.
Любой самолет, выполняющий рейсы на дальние расстояния, особенно те, которые летят над океанами или через необитаемые районы, типа Арктики, должен быть сертифицирован для полетов с двигателями повышенной дальности, что в основном показывает, как долго он может летать с одним двигателем. Boeing Dreamliner сертифицирован по стандарту ETOPS-330, то есть он может летать в течение 330 минут ― пять с половиной часов ― всего на одном двигателе.
На самом деле, большинство самолетов могут летать на удивительно большие расстояния вообще без двигателя благодаря планированию. Тщательная авиационная инженерия Boeing 747 позволяет ему парить более 5 км, теряя на каждом лишь 300 метров высоты. Это дает пилоту более чем достаточно времени, чтобы благополучно доставить всех на землю.
В туалетных комнатах есть пепельницы, и это не просто так
Курение в самолетах запретили еще в 2000 году, но пассажиры замечают, что в самолетных туалетах до сих пор есть пепельницы. Причина в том, что, несмотря на политику запрета курения и множество вывешенных на видном месте табличек «Не курить», в какой-то момент курильщик возьмет, да и решит закурить сигарету в самолете. Есть надежда, что если кто-то нарушит правила, он сделает это в относительно ограниченном пространстве туалета и выбросит окурок в безопасное место ― в пепельницу, а не в мусорный ящик с салфетками, где это может привести к возгоранию.
О штрафах и других последствиях попытки покурить во время полета говорить не будем.
Крошечное отверстие в иллюминаторе самолета выполняет важную функцию
Большинство иллюминаторов самолетов представляют собой «сэндвич» из трех акриловых панелей. Наружное стекло не пропускает посторонние элементы и поддерживает давление в салоне. В том маловероятном случае, если что-то случится с внешней панелью, вторая панель приходит на смену. Крошечное отверстие во внутреннем окне, называемое «выпускным отверстием», предназначено для регулирования давления воздуха внутри всей оконной конструкции.
Атмосфера в самолете ухудшает вкус еды и напитков. Но не всех
«Мясо, курица или рыба» в самолете имеют плохую репутацию, но сама еда тут ни при чем. Исследование, проведенное Корнелльским университетом в 2015 году, показало, что окружающая среда внутри самолета на самом деле изменяет вкус еды и напитков — сладкие блюда становятся менее сладкими, в то время как соленый вкус усиливается. Низкое давление воздуха может еще больше притупить вкус и запах, из-за чего все в салоне кажется пресным. Согласно исследованию, проведенному Институтом строительной физики Фраунгофера в Германии, в полете примерно на 30% сложнее распознать сладкий и соленый вкусы. Возможно, в следующий раз стоит отказаться от еды и попробовать вместо этого стакан томатного сока ― единственного, пожалуй, напитка, который в воздухе вкуснее, чем на земле.
Кислорода в масках хватит всего на 15 минут
Инструкции по технике безопасности на большинстве рейсов включают в себя правила использования кислородных масок, которые надеваются при внезапном снижении давления в салоне самолета. Однако стюардессы умалчивают об одной вещи: кислорода в кислородных масках хватает всего на 15 минут. Это звучит пугающе ― слишком короткий промежуток времени, но на самом деле кислорода более чем достаточно. Помните, что кислородные маски автоматически выпадают, когда в кабине самолета снижается давление. Пилот моментально реагирует на эту ситуацию, надев кислородную маску и переведя самолет на высоту ниже 3 000 метров, где пассажиры могут просто нормально дышать, не требуя дополнительного оборудования. Такой быстрый спуск обычно занимает менее 15 минут, то есть в кислородных масках более чем достаточно воздуха для защиты пассажиров.
Самолетные трассы в небе состоят из воды
Те белые линии, которые самолеты оставляют в небе, — это просто следы конденсата. Отсюда и их техническое название «инверсионный след». Двигатели самолетов в процессе работы выделяют водяной пар. Когда этот горячий пар из выхлопных газов попадает в более прохладный воздух верхних слоев атмосферы, он создает знакомые нам пухлые белые линии на небе. По сути, то же самое происходит, если подышать ртом в холодную погоду.